[image: image1.png]


                                                                             Международный Фонд защиты                                                                                                                                    

                                                                 свободы слова «Адил соз»

Мониторинг

нарушений свободы слова в Казахстане

в январе  2012 года

В январе 2012 г. мониторинг нарушений свободы слова фонда «Адил соз» зафиксировал 99 сообщений. 49 из них дают информацию о прямых нарушениях прав СМИ и журналистов, в т.ч.:

-  воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов — 6 сообщений;

· необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления 
общественно значимой информации — 24 сообщения.

Зафиксировано 17 сообщений о конфликтах и обвинениях, выдвинутых против СМИ и журналистов, из них 8 - требования о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Содержание

I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
3
1. Общественно-политические события, 
определяющие развитие ситуации со свободой слова
3
2. Выступления, речи и заявления высших должностных лиц государства, определяющие фактическое положение средств массовой информации 
и состояние свободы слова
4
3. Действия и выступления должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации и состояние свободы слова
4
4. Действия и оценки, определяющие фактическое состояние 
интернет-пространства РК
6
5.  Изменения и проекты изменений действующего законодательства, 
7
определяющие правовое положение средств массовой информации 
7
6. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова
11
7. Действия в защиту гражданских и профессиональных прав СМИ и журналистов
13
II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ
18
1.  Убийство журналиста
18
2. Осуждение журналистов к лишению свободы
18
3. Нападения на журналистов
19
4. Угрозы в отношении журналистов
19
5. Необоснованное задержание журналистов
19
6. Нарушение права на распространение СМИ
20
7. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов
20
8. Нарушение прав СМИ на свободу слова и творчества
21
9. Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления общественно значимой информации
22
10. Необоснованные ограничения в получении общественно значимой информации
26
11. Необоснованные ограничения доступа к веб-сайтам
27
12.  Вызов журналистов в органы КНБ
29
13. Необоснованное установление наружного наблюдения
30
14. Нарушения принципа гласности судебного процесса
30
15. Нарушения хозяйственных прав СМИ
31
III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ 
СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЖУРНАЛИСТАМ
31
1. Обвинения в клевете (ст. 129 УК РК)
31
2.  Обвинения призывах к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному нарушению единства территории Республики Казахстан (ст. 170 УК РК)
32
3. Обвинения в нарушении Закона РК «О выборах» 
33
4. Обвинение в несоблюдении журналистской этики
34
5. Обвинения в публикации материалов порнографического характера 

34
6. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
34
вытекающие из публикации определенных сведений
34
7. Требования и иски СМИ и журналистов о защите своих гражданских и профессиональных прав  
37
7.1. Обвинения в клевете (ст. 129 УК РК)
37



I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Общественно-политические события, 
определяющие развитие ситуации со свободой слова

Январь, 04

Все СМИ

Указом президента Республики Казахстан от 4 января в городе Жанаозен Мангистауской области продлен режим чрезвычайного положения до 7 часов 00 минут 31 января 2012 года. Действие чрезвычайного положения означает введение в городе временных ограничений на свободу передвижения, использование радио- и телепередающей аппаратуры, аудио- и видеозаписывающей техники, а также проведение проверок документов, удостоверяющих личность физических лиц, личный досмотр, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств.

Напомним, чрезвычайное положение в Жанаозене было введено 17.12.2011 г. в связи с массовыми беспорядками и погромами 16 декабря, в день празднования 20-летия независимости Казахстана. 
Январь, 15

Все СМИ

Как известно, 10 ноября 2011 года депутаты Мажилиса Нуртай Сабильянов и Виктор Рогалев озвучили представителям СМИ обращение к Главе государства с просьбой принять указ о роспуске Мажилиса IV созыва и действующих маслихатов. Под обращением подписались 53 депутата нижней палаты Парламента. Предложение депутатов было аргументировано несколькими причинами: ожидание в 2012 году второй волны мирового финансового и экономического кризиса и целесообразность сосредоточиться на преодолении возможного кризиса, не отвлекаясь на проведение избирательного цикла; необходимость формирования Парламента не менее чем из двух политических партий. 

16 ноября 2011 г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ «О роспуске Мажилиса Парламента Республики Казахстан четвертого созыва и назначении внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан». Выборы депутатов, избираемых по партийным спискам, были назначены на 15 января, а депутатов, избираемых от Ассамблеи народа Казахстана - на 16 января 2012 года.

15 января состоялись внеочередные выборы депутатов Мажилиса парламента Республики Казахстан. 

В выборах принимали участие 7 политических партий — Народно Демократическая партия «Нур Отан», Партия Патриотов Казахстана, Демократическая Партия Казахстана «Ак жол», Общенациональная социал-демократическая партия «Азат», Коммунистическая Народная партия Казахстана, Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл», Демократическая партия «Әділет». 

По итогам голосования по партийным спискам депутатские мандаты распределены следующим образом: Народно-Демократическая партия «Нур Отан» - 83, Демократическая Партия Казахстана «Ак жол» - 8, Коммунистическая Народная партия Казахстана  - 7.

Январь, 20

Все СМИ

20 января Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан». 

Указом предписывается упразднить министерство связи и информации Республики Казахстан с передачей его функций и полномочий в области информации, архивного дела  и документации - министерству культуры; в области связи, информатизации, контроля за автоматизацией государственных услуг и координации деятельности центров обслуживания населения - министерству транспорта и коммуникаций.

Также указом реорганизовано министерство культуры путем его преобразования в министерство культуры и информации.

Распоряжением главы государства от 23 января министром культуры и информации РК назначен Дархан Мынбай.

Аскар Жумагалиев, занимавший пост министра связи и информации, Указом Президента РК от 21 января министром транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.

2. Выступления, речи и заявления высших должностных лиц государства, определяющие фактическое положение средств массовой информации 
и состояние свободы слова

Январь, 27

Все СМИ

27 января Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обратился с посланием народу Казахстана. В нем глава государства определил комплекс задач по десяти направлениям социально-экономической модернизации страны. Среди них занятость казахстанцев, повышение качества государственных услуг населению, модернизация судебной и правоохранительной систем, совершенствование пенсионной системы и другие.

«Социальная модернизация - это центральный вопрос деятельности нового Парламента и Правительства, всех ответственных сил Казахстана – партий, общественных объединений, творческих и профессиональных союзов, средств массовой информации, всех патриотов нашей страны», - говорится в Послании президента.

Январь, 12

Все СМИ

Советник президента РК по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев в интервью газете «Свобода слова» (от 12.01.2012 г.) сказал следующее: «Я уже давно говорил, что против президента и страны в целом идет самая настоящая информационно-идеологическая война». По его мнению, «в фарватере этой войны идут портал «Республика» и телеканал «К+», которые, оперативно освещая события в Жанаозене, открыто призывали к «всенародному бунту».

Также Е. Ертысбаев отметил, что и в ряде материалов российской прессы тема Жанаозена подавалась «крайне однобоко».

3. Действия и выступления должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации и состояние свободы слова

Январь, 30

Все СМИ

Собкор газеты «Время» по Акмолинской области Тогжан Гани в кулуарах парламента обратилась к назначенному министру культуры и информации Дархану Мынбаю с вопросом — будет ли его ведомство реагировать на арест главного редактора газеты «Взгляд» Игоря Винявского.

Министр ответил: «Вообще, журналистов - да (буду защищать. - Т.Г.), а в данном случае (Винявского. - Т.Г.) - нет. Я еще толком не приступил к обязанностям...»

Январь, 09

Динар Мусаева, РТРК «Казахстан» (г. Шымкент)

Корреспондент телеканала «Казахстан» Динар Мусаева обратилась к заместителю акима Южно-Казахстанской области Ерлану Айтаханову через его помощника с просьбой принять участие в программе телеканала и рассказать о распределении бюджета области на 2012 год. Журналист пять раз отправляла на утверждение вопросы, которые будут заданы в эфире программы. Кроме того, руководство телекомпании отправило чиновнику на официальном бланке просьбу принять участие в программе. Однако в назначенный день за пару часов до записи программы  Д. Мусаева, позвонив зам. акима, услышала, что он не придет. Ерлан Айтаханов заявил, что все комментарии будут только после выборов, т.е. после 15 января.

Январь, 12

Ренат Таипов, «Актобе таймс» (г. Актобе)

С мая 2011 года редакция газеты «Актобе таймс» отслеживает ситуацию с обучением детей поселка Родники Муголжарского района Актюбинской области. В этом поселке в 1986 году была сдана в эксплуатацию новая школа. Однако из-за неполадок с отоплением с 1998 года школьники вынуждены учиться в административной конторе, а само здание в 2005 году было частично разобрано для строительства моста. 

После того, как в июне 2011 г. главный специалист управления образования Актюбинской области Марал Маржикбаева заверила редакцию, что дети до сих пор обучаются именно в этом здании, «Актобе таймс» обратилось в финансовую полицию. Была проведена проверка, которая подтвердила, что школьники обучаются в поселковой конторе.

Чтобы прояснить ситуацию, корреспондент издания Ренат Таипов обратились к начальнику управления образования Актюбинской области Айгуль Арынгазиевой.   Айгуль Арынгазиева на вопросы журналистов ответила, что областное управление образования занимается лишь капитальным ремонтом школ, прочие дела находятся в ведении районных отделов образования и местных акиматов. О ситуации в поселке ей ничего не известно. Напоследок начальник управления заявила: «Хотите выяснить правду (в каких условиях дети учатся), прямая вам дорога в Муголжарский район!». После того, как журналист напомнил, что первыми там быть должны все-таки сотрудники управления образования, А. Арынгазиева пообещала взять этот вопрос на контроль и выяснить, где же учатся дети.

Январь, 10

Все СМИ

Пресс-служба Министерства связи и информации (МСИ) РК сообщила о запуске на портале электронного правительства автоматизированных услуг комитета информации и архивов МСИ. Новые электронные услуги позволяют в режиме онлайн зарегистрировать СМИ, получить архивную справку и подать заявку на апостилирование документов.

Данные услуги доступны как физическим, так и юридическим лицам, зарегистрированным на портале и имеющим электронную цифровую подпись.

«При получении услуги «Постановка на учет СМИ», подразумевающей регистрацию средства массовой информации, заявитель заполняет заявление установленной формы, прикладывает необходимые документы, заверяет электронной подписью и онлайн оплачивает государственный сбор, размер которого устанавливается согласно Налоговому кодексу. В течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления на указанную в заявке электронную почту высылается скан-версия свидетельства о постановке на учет СМИ», — поясняется в сообщении.

В случае отказа в получении лицензии в личный кабинет заявителя на портале поступит уведомление с разъяснением причины отказа.

Январь, 15

Дина Байдильдаева, Жанар Касымбекова, Татьяна Трубачева, «Голос республики» (г. Актау, Мангистауская область)

Редакция газеты «Голос республики» сообщила о том, что 15 января заместитель коменданта Жанаозеня Кайрат Утебай не пропустил журналистов этого издания в город для освещения выборов. Формулировка была такая: «Там вам смотреть нечего!».

«Отказал, несмотря на то, что нашими журналистами были сданы все необходимые заявления и документы, требуемые комендатурой города Жанаозен, акиматом Мангистауской области, Центральной избирательной комиссией Казахстана», - говорится в обращении редакции от 15 января. При этом накануне в акимате Мангистауской области корреспондентам «Голоса республики» было заявлено, что все документы переданы коменданту Жанаозена Аманжолу Кабылову и что никакой аккредитации журналистам для освещения выборов не нужно.

Спустя несколько часов министерство связи и информации распространило пресс-релиз, в котором сообщило, что журналисты газеты «Голос республики» допущены к освещению выборов в Жанаозене: «Акимат Мангистауской области сообщает, что на имя акима Мангистауской области Бауржана Мухамеджанова поступило обращение по поводу участия журналистов газеты «Голос Республики» в освещении выборов в Жанаозене. Обращение было передано коменданту Жанаозена Аманжолу Кабылову, было принято решение о пропуске данных журналистов на избирательные участки Жанаозена.

(…) Таким образом, журналисты газеты «Голос республики» Дина Байдильдаева, Жанар Касымбекова и Татьяна Трубачева допущены к посещению избирательных участков в Жанаозене».

Январь, 20

Все СМИ

Председатель комитета по социально-культурному развитию Мажилиса парламента Казахстана Дарига Назарбаева в кулуарах парламента в Астане, отвечая на вопросы журналистов о законе «О телерадиовещании», сказала: «...в целом я считаю, что любой законопроект и его эффективность во многом зависит, во-первых, и от его прочтения, и от его интерпретации, и от того, как он будет применяться в жизни, поэтому поживем — увидим. (…) Будет тяжело с этим законом жить, всегда можем снова обратиться в парламент и попытаться внести поправки. Процесс законотворчества - он вечный, нескончаемый».

4. Действия и оценки, определяющие фактическое состояние 
интернет-пространства РК

Январь, 26 

Казнет

«Казник» (Казахский центр сетевой информации, KazNIC), осуществляющий поддержку домена верхнего уровня KZ, получил уведомление о необходимости освободить занимаемое им помещение в связи с истечением срока договора. Отсканированную копию уведомления выложил у себя в твиттере руководитель «Казника» Павел Гусев. Подобный переезд не исключает сбоев серверного оборудования, обеспечивающего работу всей доменной зоны KZ. Это, в свою очередь, чревато остановкой работы всех сайтов и прочих сервисов, например электронной почты, в доменной зоне KZ.

Помещение находится на балансе Государственного коммунального предприятия «Многоотраслевое эксплуатационное предприятие города Семей» Государственного учреждения «Отдел жилищно-коммунального хозяйства пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Семей» и предоставлялось KazNIC по договору доверительного управления.

Январь, 30

Казнет

Накануне вступления в силу закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности», ряд казахстанских ресурсов закрыли возможность скачивания аудио- и видеопродукции. 

Так, на сайте Namba.kz были закрыты разделы «Кинозал», «Музыка», «Файлы» и «Сериалы». Торрент трекер Kaztorrent.kz объявил, что «прекращает быть торрент трекером на неопределенное время. Отключается возможность скачивания и отключаются все текущие раздачи. Сайт будет доступен как каталог, без возможности скачивания». 

Nur.kz также отказался от сервиса, предоставляющего аудио-файлы для скачивания пользователями. Такая же ситуация на других ресурсах, предоставлявших услуги торрент трекеров или библиотек аудио- и видеофайлов. 

С 1 февраля крупнейшие файлообменники страны - Megafree.kz, Kaztorka и Megatorrents, трекер p2p.kz также заявили о намерении закрыть для пользователей доступ к своим сайтам.

Это вызвано с тем, что закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности» предусматривает жесткие санкции за нарушение авторских прав, вплоть до уголовной ответственности.

Январь, 10

Казнет

В 2012 году в Казахстане по решению суда был закрыт доступ к 25 сайтам порнографического характера и пяти сайтам, пропагандирующих жестокость и насилие. Они были выявлены в 2011 году, но закрыты только теперь. Об этом сообщает Tengrinews.kz со ссылкой на Министерство образования и науки Казахстана.

5.  Изменения и проекты изменений действующего законодательства, 

определяющие правовое положение средств массовой информации 

Январь, 06

Все СМИ

6 января Президент РК Нурсултан Назарбаев подписал закон «О национальной безопасности Республики Казахстан». Закон регулирует правовые отношения в области национальной безопасности Республики Казахстан и определяет содержание и принципы обеспечения безопасности человека и гражданина, общества и государства, систему, цели и направления обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан.

П.6 статьи 16 закона, ранее подвергнутый критике со стороны общественных организаций, был скорректирован. В частности, из текста были исключены оценочные понятия, такие как «негативное» информационное воздействие и «деструктивно настроенные» структуры. В окончательной редакции пункт 6 причисляет к угрозам национальной безопасности «информационное воздействие на общественное и индивидуальное сознание, связанное с преднамеренным искажением и распространением недостоверной информации в ущерб национальной безопасности».

Согласно п. 4 статьи 23, при проведении «антитеррористических операций и пресечении массовых беспорядков по решению руководителя оперативного штаба владельцам сетей и операторам связи могут даваться обязательные для исполнения указания о приостановлении оказания услуг связи физическим и (или) юридическим лицам и (или) ограничении использования сети и средств связи, а также изменении режима работы сетей и средств связи». По мнению правозащитников, это может привести к тому, что СМИ, а значит, и общество, останутся без оперативной информации о происходящем. 

Пункт 6 статьи 23 закона запрещает «распространение на территории Республики Казахстан печатной продукции и продукции иностранного средства массовой информации, содержание которых подрывает национальную безопасность». При этом в законе не конкретизируется, что подразумевается под понятием «продукция, подрывающая национальную безопасность» страны.

17 января закон «О национальной безопасности в РК» был опубликован в официальной прессе и спустя 10 дней со дня опубликования – 28 января вступил в законную силу. 

Работа над законопроектом велась в закрытом режиме без участия гражданского общества. 

Январь, 16

Все СМИ

Глава Миссии Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ)  ОБСЕ по наблюдению за парламентскими выборами Миклош Харашти на брифинге в Астане призвал Н. Назарбаева не подписывать закон «О телерадиовещании»: «Это будет хорошая возможность для Казахстана шагнуть вперед, не подписывая данный закон и не ограничивая существующие возможности для населения получить информацию по спутниковому телевидению».

Закон «О телерадиовещании», принятый 28.12.2011 г. Сенатом парламента РК и направленный на подпись президенту РК, был подвергнут критике со стороны казахстанских и международных правозащитников. Они обращались к президенту Н. Назарбаеву с просьбой наложить вето на закон. По мнению правозащитников, многие положения документа нарушают или ограничивают конституционное право граждан на беспрепятственное получение и распространение информации, реализация данного закона на практике приведет к уменьшению и выхолащиванию информационного поля страны, сокращению числа телевизионных каналов и снижению их популярности, их зависимости и подконтрольности чиновникам. 

М. Харашти также считает, что «этот закон будет регулировать кабельное, спутниковое телевидение, и они будут в такой ситуации, как и телевизионные каналы». 

Январь, 18

Все СМИ

18 января Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон «О телерадиовещании». Как сообщила пресс-служба  президента, закон регулирует отношения в области телерадиовещания и направлен на обеспечение конституционных гарантий прав на свободное получение информации, свободу слова и творчества, а также обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства при использовании услуг телерадиовещания. 

Однако и казахстанские, и международные правозащитники считают,  что реализация данного закона на практике приведет к уменьшению и выхолащиванию информационного поля страны, сокращению числа телевизионных каналов и снижению их популярности, их зависимости и подконтрольности чиновникам. 

Так, во время работы над законопроектом по предложению гражданского общества в статью 4 «Основные принципы государственного регулирования в области телерадиовещания» была внесена дословная формулировка Международного пакта о гражданских и политических правах – обеспечение  реализации «прав граждан на свободное получение информации и ее  распространение независимо от государственных границ».  После работы над документом в Сенате эта формулировка стала звучать так: «обеспечение конституционных гарантий прав на свободное получение информации и распространение любыми, не запрещенными законом способами». Таким образом в законе четко прописывается принцип ограничения распространения информации. 

Согласно закону, с целью комплексного подхода к вопросу развития телерадиовещания создается независимый консультативно-совещательный орган при правительстве и национальный оператор телерадиовещания на базе АО «Казтелерадио». При этом в документе отсутствует механизм, обеспечивающий участие гражданского общества и учет общественного мнения при работе совещательного органа. Предложение общественных медийных организаций и вещателей о том, чтобы половину состава комиссии составляли сами вещатели, директоры частных каналов, медийные НПО и общественные организации, было отклонено. 

Законом устанавливается компетенция уполномоченного органа по утверждению правил проведения конкурса на получение права на телерадиовещание. При этом в законе отсутствуют условия принятия решения об определении победителя, порядок и срок осуществления действий по принятию данного решения. По мнению медиа-НПО, это  существенно повышает коррупциогенность законопроекта.

Статья  29 Закона – «Защита детей и подростков при распространении телепрограмм»  прописывает: с шести утра до десяти вечера местного времени не допускать распространения телепрограмм, которые «могут нанести вред физическому, психическому, нравственному, моральному и духовному  развитию детей и подростков». При этом закон не объясняет критерии физического вреда от трансляции телепрограмм. Правозащитники считают, что с такой нормой закона любой телеканал не может чувствовать себя  неуязвимым.

Законом вводится обязательная постановка на учет иностранных теле-, радиоканалов, распространяемых операторами телерадиовещания на территории Республики Казахстан.  Это может привести к тому, что многие иностранные каналы прекратят вещание на территории республики. 

Январь, 31

Все СМИ, Казнет

31 января вступил в силу закон  «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности», подписанный Президентом РК 12.01.2012 г. Законом предусматривается административная ответственность за «незаконное использование объектов авторского и (или) смежных прав путем организации, создания интернет-ресурсов для дальнейшего доступа к обмену, хранению, перемещению экземпляров произведений и (или) объектов смежных прав в электронном цифровом формате».  В качестве наказания вводятся сначала предупреждение, а зачем штрафы от 10 до 15 месячных расчетных показателей (МРП, 1 МРП = 1618 тг. (около $11)) на физических лиц,  от 20 до 30 МРП на должностных лиц, от 100-150 МРП на юридических лиц с конфискацией экземпляров объектов авторского права и (или) смежных прав, а также предметов, явившихся орудиями совершения правонарушения. Повторное нарушение закона в течение года для физических, должностных и юридических лиц влечет  штрафы в размере от 15 до 20 МРП, от 30 до 35 МРП, от 150 до 200 МРП соответственно.

Кроме того, законом предусмотрена уголовная ответственность за «присвоение авторства или принуждение к соавторству, если это деяние причинило существенный вред правам или законным интересам автора или иного правообладателя, в том числе повлекшее значительный ущерб». Наказание за такое правонарушение - штраф в размере от 100 до 500 МРП либо привлечение к общественным работам на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо ограничение свободы на срок до двух лет.

Незаконное использование объектов авторского и (или) смежных прав, их приобретение, хранение, перемещение или коммерческое изготовление контрафактных экземпляров объектов авторского права наказываются штрафом в размере от 500 до 700 МРП либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до одного года.

«Незаконное использование объектов авторского и (или) смежных прав путем организации, создания интернет-ресурсов для дальнейшего доступа к обмену, хранению, перемещению экземпляров произведений и (или) объектов смежных прав в электронном цифровом формате, причинившее значительный ущерб, - наказывается штрафом в размере от шестисот до восьмисот месячных расчетных показателей либо привлечением к общественным работам на срок от двухсот до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до одного года».

За неоднократное нарушение предусмотрено лишение свободы от 2 до 5 лет. 

Интернет-аналитики предполагают, что введение в действие данного закона может спровоцировать мощный отток пользователей из казнета в рунет, так как пока не ясно, какую ответственность могут понести казахстанские пользователи, активно скачивающие нелицензионный контент. 

Январь, 25 

Казнет

30 декабря 2011 года постановлением Правительства утверждены «Правила оказания услуг доступа к сети Интернет». Этот документ регулирует отношения между операторами доступа к сети интернет и абонентами. 

Отдельная глава посвящена порядку оказания услуг пунктами общественного доступа к сети Интернет, которыми у нас являются интернет-кафе, интернет-клубы и т.д. Согласно новым правилам, в них теперь будут пускать посетителей только по удостоверению личности.

Кроме того, владельцы пунктов общественного доступа к сети Интернет должны вести электронные журналы посетителей и интернет-ресурсов, к которым пользователи получали доступ. Первый должен содержать фамилию, имя и отчество пользователя, время начала и окончания работы в сети Интернет, номер компьютера, на котором он работал. Второй журнал должен содержать идентификационный номер компьютера, дату и время посещения интернет-ресурса и наименование интернет-ресурса. Срок хранения этих журналов составляет не менее 6 месяцев.

Всю эту информацию владелец интернет-клуба обязан предоставить при необходимости органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Также следственным органам должны предоставляться организационные и технические возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий на локальных сетях передачи данных.

Кроме того, в интернет-клубах запрещено использование анонимайзеров и другого программного обеспечения или интернет-ресурсов, позволяющих получать доступ к источникам информации через промежуточные сервера.

Постановление вводится в действие по истечении 10-ти календарных дней со дня первого официального опубликования. Однако с 1 января 2012 года уже действуют нормы, обязывающие установить в интернет-клубах системы видеонаблюдения с последующим сохранением полученных видеозаписей в течение не менее чем 30 суток.

Как указывает эксперт Интернет-ассоциации Казахстана юрист Игорь Лоскутов, «эти правила фактически скопированы с аналогичных, действующих в настоящее время в Беларуси. Но в целом они вырваны из контекста, не имея сопутствующих норм, и непонятно как они будут применяться. Например, пока не ясно, каким образом отразятся новые правила на деятельности wi-fi сетей, в частности, при предоставлении бесплатного доступа к сети Интернет в гостиницах, торговых центрах и т.д. Однако уже сейчас понятно, что в связи с принятием правил значительно ухудшилось положение рядовых интернет-пользователей. Те из них, кто не имеет доступа в Интернет на дому, испытают значительные затруднения и будут полностью под контролем правоохранительных органов».

6. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова

Январь, 22

Все СМИ

22 января международная правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала доклад о состоянии прав человека в мире в 2011 году. В докладе отмечается, что в 2011 году Казахстан так и не осуществил давно обещанные реформы в области прав человека. Вместо этого наблюдались новые негативные моменты: пенитенциарные учреждения возвращены из министерства юстиции в ведение МВД, принят новый ограничительный закон о религии, имело место блокирование доступа к интернет-сайтам, сохранялись ограничительные поправки в законодательство о свободе СМИ.

Human Rights Watch критикует продолжающееся преследование независимой прессы и независимых гражданских активистов. «Условия для свободного выражения мнений остаются неблагоприятными на фоне доминирования лояльных правительству фигур в вещательных СМИ, притеснений независимых журналистов, запретительных компенсаций по гражданским искам о защите чести и достоинства и уголовных санкций за клевету», -  говорится в докладе.

Январь, 25

Все СМИ

Организация «Репортеры без границ» (Reporters Without Borders) опубликовала рейтинг свободы печати в мире за 2011-2012 годы.

Четыре первых строки рейтинга занимают Финляндия, Норвегия, Эстония, Нидерланды. Три последних места у Туркменистана, Северной Кореи и Эритреи.

Из республик бывшего СССР наилучшее положение со свободой печати в Эстонии, Литве и Латвии (2-е, 30-е, 50-е место соответственно). 

Казахстан в этом рейтинге занимает 154 позицию из 179 возможных, формально поднявшись на 8 пунктов. Однако аналитики отмечают, что подъем Казахстана объясняется лишь передвижениями своих соседей, находящихся внизу всего списка Индекса в этом году: «На самом деле, стремясь во что бы то ни стало сохранить фасад стабильности, власти удвоили свои усилия с целью заткнуть редкие оппозиционные голоса и основательно закрепить свой контроль над Интернетом».

Напомним, индекс свободы прессы публикуется с 2002 года. Он составляется на основании 50 критериев, таких, как «насилие, напрямую затрагивающее журналистов» (убийства, похищения, угрозы, тюремное заключение и пр.) и «насилие, затрагивающее средства массовой информации» (цензура, конфискация тиражей и пр.).

В качестве экспертов выступают 15 общественных организаций, специализирующихся на мониторинге проблем со свободой слова, и около 150 журналистов, работающих в различных точках планеты.

Динамика Казахстана в этом рейтинге следующая:

2002 г. - 116 позиция из 139

2003 г. - 138 из 166

2004 г. - 131 из 167

2005 г. - 119 из 167

2006 г. - 128 из 168

2007 г. - 125 из 169

2008 г. - 125 из 173

2009 г. - 162 из 178

2010 г. - 162 из 173

2011 г. - 154 из 179

Январь, 06

Все СМИ

Миссия Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ по наблюдению за парламентскими выборами в Казахстане распространило промежуточный отчет № 2 (22 декабря 2011г - 4 января 2012г). 

В отчете миссия БДИПЧ ОБСЕ отмечает, что предвыборная кампания партии власти «Нур Отан» имеет информационное преимущество, - сообщает агентство «Интерфакс-Казахстан».

В отчете отмечается, что закон «О выборах» предусматривает непредвзятое освещение в СМИ кампаний политических партий. ЦИК интерпретировала это положение как обязывающее государственные и коммерческие электронные и печатные СМИ предоставлять равный объем освещения участников во всех форматах.

«Однако, ни интерпретация ЦИК, ни дальнейшие рекомендации для журналистов по практической реализации этого требования недоступны для общественности», - говорится в отчете.

«(...) несмотря на то, что официальные результаты мониторинга показали, что коммерческие телевизионные станции обеспечили неравное освещение в пользу "Нур Отан", ЦИК воздержался от признания факта нарушения закона и ограничился рекомендацией для коммерческих телеканалов», - подчеркивается в отчете.

7. Действия в защиту гражданских и профессиональных прав СМИ и журналистов

Январь, 11 

Видеопортал «Стан» (г. Алматы)

11 января журналисты  видеопортала «Стан»  на пресс-конференции в Алматы заявили о том, на них усилилось давление со стороны сотрудников КНБ и правоохранительных органов, занимающихся расследованием трагических событий в Жанаозене Мангистауской области: «Ситуация вокруг нас сжимается, и мы не видим другого выхода, как на публику объявить о том, что мы опасаемся за наших сотрудников, работников, журналистов Stan.KZ».  Как сообщила главный редактор портала Асель Лимжанова, с июня за журналистами ведется тотальное наблюдение, оказывается психологическое давление.

Видеопортал освещает забастовку нефтяников на протяжении семи месяцев. Однако, как отмечается в пресс-заявлении редакции, силовые структуры этот факт игнорируют, регулярно задавая единственный вопрос — почему корреспонденты «Стана» были в Жанаозене 16 декабря.

 В связи со сложившейся вокруг портала ситуации сотрудники «Стана» заявили о том, что они не употребляют наркотики, не держат незаконное оружие и не имеют никакого отношения к экстремистским организациям, не нарушали и не собираются нарушать действующее законодательство страны. Любая попытка обвинить сотрудников в вышеперечисленных нарушениях будет расцениваться как провокация.

Редакция «Стана» обратилась к Президенту РК Нурсултану Назарбаеву как гаранту Конституции, прав и свобод граждан с требованием остановить усилившееся давление со стороны сотрудников КНБ и правоохранительных органов. 

Журналисты сообщили, что намерены и дальше следить за событиями в Мангистауской области.

Январь, 17

Видеорпортал «Стан» (г. Алматы)

17 января Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП) «Азат» распространила заявление, в котором потребовала от правоохранительных органов прекратить давление на журналистов видеопортала «Стан». 

«Уже более трех недель не прекращаются допросы, которым в качестве свидетелей по делу о событиях в Жанаозене подвергаются в Генпрокуратуре, МВД и КНБ РК журналисты известного информационного видеопортала СТАН. При этом интенсивность вызовов в правоохранительные органы, при которых журналисты фактически сталкиваются с угрозами в свой адрес, позволяет предположить, что власть целенаправленно использует следственные действия для воспрепятствования полноценной работе видеопортала.  Не случайно активность «следствия» вновь возросла после серии материалов СТАН, посвященных нарушениям в ходе выборов в Мажилис 15 января», - говорится в заявлении. 

В документе ОСДП выразила поддержку журналистам портала и заявила о намерении активизировать свою работу по защите независимых СМИ. 

Январь, 23

Видеопортал «Стан» (г. Алматы)

23 января в Алматы общественный фонд «Журналисты в беде» и информационный видеопортал  «Стан» провели пресс-конференцию на тему: «О защите журналистов портала «СтанKZ» против давления спецслужб за освещение событий в Жанаозене». Поводом для мероприятия послужил вызов практически всего состава редакции «Стана» на допрос в Департамент КНБ по Алматы.

«У нас есть опасения. Все эти допросы, как минимум, не способствуют нашей нормальной работе. Вызов одного сотрудника на допрос в КНБ уже сказывается на работе, а вызов 15 сотрудников тем более», - сказал директор ТОО «Stan-prodaction» Бауржан Мусиров на пресс-конференции.

По словам Б. Мусирова, вопросы следователей касаются не только событий, произошедших в Жанаозене 16-17 декабря. Большая часть вопросов  касается структуры компании, штата, кто какие должности занимает, как организован процесс отправки материалов. Следователь при этом ссылается на «отдельное поручение Генпрокуратуры».

Директор «Stan-prodaction» сообщил, что уже допрошено 6 сотрудников, еще 9 сотрудников ждут, «в том числе сотрудники, которые не то, что 16 - 17 декабря не были в Жанаозене, а никогда там не были».

Директор фонда «Журналисты в беде» Рамазан Есергепов заявил, что «фонд берет данную ситуацию под свой контроль»: «Мы подготовили обращение к Генпрокурору и председателю КНБ республики с требованием прекратить преследовать журналистов видеопортала».

Январь, 24

Игорь Винявский, «Взгляд» (г. Алматы)

24 января председатель правления Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев, президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева и независимый юрист Сергей Уткин провели в Алматы пресс-конференцию, посвященную факту задержания сотрудниками КНБ главного редактора газеты «Взгляд» Игоря Винявского. Журналист обвиняется в призывах к насильственному свержению или изменению конституционного строя.

Сергей Уткин, апеллируя к Уголовно-процессуальному кодексу РК, подверг сомнению основания для задержания журналиста. Присутствовавший на пресс-конференции руководитель фонда «Журналисты в беде» Рамазан Есергепов (бывший главный редактор газеты «Алма-Ата Инфо», недавно освободившийся из мест заключения, где он провел три года по обвинению в разглашении гос. секретов), высказал предположение, что задержание Винявского — первый шаг в запланированной кампании,  итогом которой станет арест и осуждение И. Винявского на основании уже сделанных «заказных» экспертиз. С. Матаев и Т. Калеева, отвечая на вопросы журналистов, сообщили, что, по их мнению, преследование газеты «Взгляд» и ее главного редактора — продолжение многолетней «зачистки» информационного поля страны. 

Январь, 25

Игорь Винявский, «Взгляд» (г. Алматы)

Международный Фонд защиты свободы слова «Адил соз», Союз журналистов Казахстана и представители СМИ республики обратились с Заявлением к Генеральному прокурору РК Асхату Даулбаеву по поводу задержания главного редактора газеты «Взгляд»  Игоря Винявского.

«Недостаток официальной информации порождает различные версии происходящего, которые не способствуют упрочению общественной стабильности и авторитету правоохранительной системы. Так, например, бытует мнение, что дело по его обвинению по ст. 170 ч. 2 УК РК уже предрешено, существуют сфальсифицированные экспертизы публикаций в газете «Взгляд», задержание главного редактора оппозиционного издания неминуемо закончится арестом и обвинительным приговором, что имеет конечной целью устрашение всех журналистов, которые осмеливаются критиковать власть», - говорится в заявлении.

В связи с этим журналистская общественность просит Генерального прокурора  «обеспечить максимальную гласность по делу, в рамках которого был задержан И. Винявский»; предать гласности материалы, послужившие основанием для задержания журналиста,  «с тем, чтобы представители общественности имели возможность сделать независимую экспертизу этих текстов»; изменить главному редактору независимой газеты меру пресечения в виде  задержания на подписку о невыезде. 

Январь, 30

Игорь Винявский, «Взгляд» (г. Алматы)

Арестованный за призывы к насильственному свержению власти главный редактор газеты «Взгляд» Игорь Винявский уверен в политическом характере возбужденного против него уголовного дела, сообщила супруга И.Винявского Лана Винявская  на состоявшейся 30 января пресс-конференции в Алматы. 

На пресс-конференции юрист Сергей Уткин продемонстрировал опубликованную в Интернете листовку, которая стала основанием для обвинения  Винявского в подрыве конституционного строя. В данной листовке приведены фотографии событий в Киргизии, которые привели к смене режима бывшего президента Курманбека Бакиева, а также размещена фотография, на которой люди несут портрет главы Казахстана Нурсултана Назарбаева. По мнению С. Уткина, в листовке нет оснований для возбуждения уголовного дела.  Сам Винявский отрицает причастность к ее созданию и распространению.

Супруга Винявского подала заявление о своем участие в следственном процессе и суде в качестве общественного защитника.

Как заявил на пресс-конференции директор общественного фонда «Журналисты в беде» Рамазан Есергепов, эта организация передала через супругу Винявского письмо-поручительство для приобщения к материалам дела арестованного журналиста, в котором просит изменить меру пресечения главному редактору Игорю Винявскому с ареста на домашний арест.  Союз журналистов Казахстана и Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» также заявили о готовности поручиться за журналиста. 

Заместитель главного редактора газеты «Республика» Оксана Макушина обратилась к коллегам с просьбой подписать коллективное обращение к следователю КНБ с просьбой  избрать для журналиста  иную меру пресечения - домашний арест.  

Январь, 24

Игорь Винявский, «Взгляд» (г. Алматы)

24 января международная организация The Committee to Protect Journalists (CPJ, Комитет по защите журналистов) выступила с заявлением, в котором осудила задержание Комитетом национальной безопасности (КНБ) главного редактора независимой газеты «Взгляд» Игоря Винявского. Международная организация призвала КНБ к немедленному освобождению журналиста и возвращению всего конфискованного оборудования редакции «Взгляда».

По мнению  The Committee to Protect Journalists, задержание Винявского - «часть идущего сейчас давления КНБ на критически настроенные СМИ и оппозиционных активистов, к чему относится также обыск независимого видеопортала «Стан ТВ».

CPJ считает, что КНБ должен «прекратить подавление независимых и оппозиционных СМИ, в том числе «Взгляда» и «Стан ТВ», а также прекратить преследование журналистов в отместку за выполнение своей работы». 

Заявление The Committee to Protect Journalists поддержала Международная ассоциация по защите свободы cлова  International Freedom of Expression Exchange (IFEX). 

Обеспокоенность по поводу арестов оппозиционных политиков и журналистов выразил и Уполномоченный правительства ФРГ по правам человека Маркус Ленинг: «Я обеспокоен получением отчетов о том, что журналист и ряд оппозиционных лидеров в Казахстане были арестованы. Будучи членом ОБСЕ, Казахстан взял на себя обязательства по соблюдению таких демократических принципов, как свобода печати и свобода выражения мнения. И на правительство возложена обязанность выполнения этого обязательства».

26 января международная журналистская организация «Репортеры без границ»  (Reporters Without Borders, RSF) также осудила задержание главного редактора «Взгляда». В сообщении, размещенном на сайте организации, говорится: «Репортеры без границ» возмущены задержанием Игоря Винявского, редактора независимой газеты «Взгляд», и призывают к его немедленному освобождению».

Январь, 25

Игорь Винявский, «Взгляд» (г. Алматы)

25 января правозащитная организация Freedom House распространила сообщение, в котором осудила аресты главного редактора газеты «Взгляд» Игоря Винявского, лидера незарегистрированной партии «Алга» Владимира Козлова и активиста оппозиции Серика Сапаргали.

Директор программ по Евразии во Freedom House Сьюзан Корке, слова которой приводятся в сообщении, отмечает, что действия властей Казахстана «подрывают уважение фундаментальных прав и свобод человека».

Freedom House считает, что, несмотря на конституционные гарантии, правительство Казахстана вводит ограничения на свободу объединений и мирных собраний, а оппозиционные активисты сталкиваются с арестами и осуждением за участие в демонстрациях: «Казахстанские СМИ по-прежнему испытывают серьезные законодательные ограничения, в стране существует уголовное наказание за клевету, нередко давление на СМИ со стороны политиков».

Январь, 25

Игорь Винявский, «Взгляд» (г. Алматы)

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы слова Дунья Миятович осудила действия правоохранительных органов Казахстана, проводивших обыск в офисе газеты «Взгляд». Она призывала власти страны освободить главного редактора этого издания Игоря Винявского: «Я призываю немедленно освободить Винявского и вернуть изданию все оборудование, чтобы газета могла возобновить нормальную работу». Об этом говорится в распространенном ОБСЕ сообщении. 

Д. Миятович выразила надежду, что ее призыв будет услышан, «это и другие независимые СМИ будут продолжать свою важную работу без дальнейших препятствий на своем пути».

К обращению представителя ОБСЕ по вопросам свободы слова присоединились Соединенные штаты Америки (США). 26 января посол Миссии США в ОБСЕ Ян Келли выступил с заявлением о том, что США выражают свою обеспокоенность по поводу обысков в независимой газете «Взгляд» Комитетом национальной безопасности Казахстана и заключения под стражу редактора газеты Игоря Винявского. 

США напомнили Казахстану о взятых обязательствах ОБСЕ по защите прав человека и основных свобод и призывали правительство Казахстана поступать в соответствии с этими обязательствами, в том числе в отношении гарантий свободы выражения мнения и права на получение непредвзятой информации без вмешательства государственных властей. США также призвали Казахстан «к проведению всех расследований открытым и прозрачным путем».

Январь, 17

www.guljan.org

Редакция сайта www.guljan.org, заблокированного 16 января, сообщает интернет-пользователям, как можно обойти блокировку. 

Специалисты редакции предлагают  скачать  на свой компьютер  программу (http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3118722) веб-анонимайзера «Тор», затем распаковать ее на рабочем  компьютере, установить  и запустить. Эта программа обходит существующие блокировки и возвращает пользователям сети свободу выбора интересующих его ресурсов интернета. 

Январь, 19

Все СМИ

19 января в Алматы состоялось учредительное собрание Гильдии судебных репортеров. Основными задачами Гильдии названы повышение гласности судопроизводства, профессионального уровня журналистов, специализирующихся на правовых темах, защита прав журналистов и средств массовой информации, работающих в области судебного очерка и репортажа. На собрание приехали журналисты большинства регионов Казахстана. 

Председатель правления Союза  журналистов Казахстана Сейтказы Матаев сообщил, что на первоначальном этапе становления Гильдии Союз готов оказать  новой организации спонсорскую помощь.

Исполнительным директором Гильдии избран журналист Александр Габченко. 

Январь, 30

Казнет

Появившаяся в феврале 2010 года «Пиратская партия Казахстана» готовит документы на регистрацию. Председатель партии Марат Мулкубаев отметил, что выйти из подполья казахстанских пиратов заставили поправки в закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности».

Организация готова принять в свои ряды всех интернет-пиратов и совместными усилиями бороться против жестких поправок в законе об авторском праве, которые вступают в силу с 31 января.

В социальной сети Facebook уже открыто сообщество будущей партии. Как только сформируется состав оргкомитета из 10-ти человек и 40000 сторонников, уставные документы будут поданы в Минюст.

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ

1.  Убийство журналиста

Январь, 18

Геннадий Павлюк, журналист (г. Бишкек, Кыргызская Республика)

18 января в Алматинском городском суде началось рассмотрение апелляционных жалоб трех осужденных по делу об убийстве кыргызского журналиста Геннадия Павлюка. 

Напомним, 16 декабря 2009 года в центре Алматы было обнаружено тело кыргызского журналиста Геннадия Павлюка. По данным следствия, журналист выпал из окна 6-го этажа жилого дома, расположенного по улице Фурманова. В состоянии комы он был доставлен в одну из городских клинических больниц, где 22 декабря скончался, не приходя в сознание.

11 октября 2011 года Специализированный межрайонный суд по уголовным делам Алматы признал сотрудника Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) Кыргызстана Алдаяра Исманкулова, а также двоих граждан Казахстана - Алмаза Игеликова и Шалкара Оразалина виновными в организации убийства кыргызского журналиста Геннадия Павлюка. 

Алдаяр Исманкулов был признан виновным в организации умышленного убийства по предварительному сговору, сопряженного с похищением человека группой лиц, а также обвинен в  использовании поддельных документов и умышленном незаконном пересечение границы РК. Он приговорен к 17-ти годам колонии строгого режима без конфискации имущества.

Алмаза Игеликова и Шалкара Оразалина оправдали в умышленном убийстве, но признали их исполнителями в похищении человека группой лиц по предварительному сговору. Шалкар Оразалин приговорен к 11-ти годам колонии общего режима, Алмас Игеликов - к 10 годам колонии общего режима.

Все трое осужденных свою вину отрицают полностью. 

На заседании 18 января судья городского суда Алматы Кульпаш Утемисова удовлетворила ходатайства адвокатов Алмаза Игеликова и Шалкара Оразалина о  доставке осужденных Алдаяра Исманкулова и Шалкара Уразалина на следующее заседание апелляционного суда.

Суд удовлетворил также ходатайство адвоката А. Исманкулова Светланы Мурзиной о приобщении к материалам дела ответов из прокуратуры о том, что на начальном этапе следствия прослушивание телефонных разговоров Алмаза Игиликова велось без санкции​​прокурора. 

В связи с необходимостью доставки осужденных на заседание суда, а также для того, чтобы предоставить время адвокату Светлане Мурзиной для ознакомления с материалами дела, судебное заседание было перенесено на 25 января.

25 января заседание не состоялось из-за отсутствия адвоката С. Мурзиной.

2. Осуждение журналистов к лишению свободы

Январь, 06

Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)

6 января в 9 часов утра вышел на свободу главный редактор газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазан Есергепов, отбывавший наказание в колонии общего режима УЖД 158/2 в Таразе. Журналист был арестован 6 января 2009 года и 8 августа того же года судом № 2 Тараза был признан виновным по ст. 172 ч. 1 и 339 ч.2 Уголовного кодекса РК («незаконный сбор сведений, содержащих государственные секреты» и «воспрепятствование расследованию дела»). Он был приговорен к трем годам лишения свободы в колонии общего режима. 

Рамазан Есергепов отбыл срок наказания полностью. Кроме того, согласно  приговору, ему запрещено заниматься издательской деятельностью в течение двух лет после отбытия наказания.

Напомним, поводом для уголовного преследования стала статья «Кто правит страной – президент или КНБ?», опубликованная в газете «Алма-Ата Инфо» 21 ноября 2008 года. В статье было воспроизведено письмо руководителя Жамбылского областного департамента Комитета национальной безопасности к председателю КНБ Амангельды Шабдарбаеву. 

9 января на пресс-конференции в Алматы Рамазан Есергепов заявил о намерении заняться правозащитной деятельностью. Как сообщила президент общественного фонда «Журналисты в беде» Розлана Таукина,  они обратились к Есергепову с просьбой стать директором этой организации. Рамазан предложение принял. 

3. Нападения на журналистов

Январь, 25

Татьяна Ковалева, Ростислав Захаров, ТК «КТК» (г. Усть-Каменогорск)

Съемочная группа телеканала «КТК» - Татьяна Ковалева и Ростислав Захаров — освещали судебный процесс по делу бывшего начальника Департамента экологии области Эдуарда Кима. 25 января после того, как был оглашен приговор, адвокаты обвиняемого набросились на журналистов, снимавших в коридоре здания суда. Оператор едва успел поднять камеру, чтобы уберечь ее от удара. 

4. Угрозы в отношении журналистов

Январь, 27

«Голос республики» (г. Алматы)

27 января редакция независимой газеты «Голос республики» распространила пресс-релиз об опасности, угрожающей сотрудникам газеты. В нем сообщается о полученном из анонимных источников предупреждении о планируемых репрессиях против издания и его сотрудников. Их цель  – воспрепятствовать дальнейшему выходу газеты.

По мнению «доброжелателя», репрессивные меры (обыски в квартирах ключевых сотрудников и параллельно в офисах, изъятие всей техники и носителей информации) будут осуществляться в ближайшее время  руками сотрудников спецслужб при поддержке прокуроров и участии судей по схеме, опробованной на редакции газеты «Взгляд» и ее главном редакторе Игоре Винявском.  Также не исключаются провокации, в том числе «подброс». 

Редакция газеты «Голос республики» заявляет: «У нас нет ничего криминального. Поэтому если в офисах редакции, ТОО, дома у сотрудников будут обнаружены наркотики, оружие, боеприпасы, листовки на арабском, казахском и русском языках подрывного характера, призывающие к террору или свержению власти силой, и другое подобное, то они подкинуты туда теми, кто эти обыски проводит».  

5. Необоснованное задержание журналистов

Январь, 23

Игорь Винявский, «Взгляд» (г. Алматы)

23 января  сотрудниками Департамента КНБ по г. Алматы задержан главный редактор независимой газеты «Взгляд» Игорь Винявский. Он подозревается в совершении преступления, квалифицированного по ст. 170 ч. 2 УК РК -  «Призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному нарушению единства территории Казахстана, совершенные с использованием СМИ». Наказание по этой статье - штраф в размере от одной до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо лишение свободы на срок от трех до семи лет.

Как сообщила 24 января пресс-служба Комитета национальной безопасности, задержание журналиста произведено с санкции прокурора Алматы в рамках возбужденного в отношении Винявского уголовного дела. В рамках этого же дела сотрудниками КНБ были проведены обыски по месту жительства главного редактора и в офисе редакции. 

Как сообщила агентству «Интерфакс-Казахстан» журналист «Взгляда» Олеся Щелкова,  из редакции независимой газеты была изъята вся техника и документация, в бухгалтерии конфискованы сейфы, вся их документация. У журналистов забрали даже их ежедневники. 

Несмотря на это, редакция «Взгляда» сообщила, что очередной номер газеты выйдет, как обычно.

Январь, 11 

Канат Букенов, Павел Энгельгардт, «Стан» (г. Жанаозен, Мангистауская область)

11 января в Жанаозене была задержана съемочная группа видеопортала «Стан» - оператор Павел Энгельгардт  и внештатный журналист  Канат Букенов. В момент задержания журналисты успели позвонить в редакцию и сообщить об этом. Тогда уточнить,  кто именно задержал корреспондентов, не удалось: их телефоны были отключены. 

Позже выяснилось: съемочная группа  была задержана на выезде из Жанаозеня на посту ГАИ. Примерно через час после тщательной проверки документов и оборудования (видеокамеры) журналистов отпустили.

6. Нарушение права на распространение СМИ

Январь, 06

СМИ Костанайской области

Как сообщалось ранее, в распоряжении редакции «Нашей Газеты» (г. Костанай) оказалась копия письма, направленного частному предпринимателю Костанайской области из аппарата акима пос. Затобольск Костанайского района. В письме, подписанном акимом районного центра Фрунзиком Аракеляном, рекомендуется до 9 декабря организовать среди сотрудников фирмы подписку на газеты «Костанайские новости» и «Костанай-Агро». Также аким просит предоставить в виде ксерокопий квитанций информацию о количестве подписавшихся - «для дальнейшей отчетности перед акимом района».

По поводу законности действий акима Затобольска редакция «Нашей Газеты» обратилась в прокуратуру Костанайского района. В ответе, полученном 6 января, прокурор района Даурен Умаргалиев сообщает, что по результатам рассмотрения обращения редакции акиму поселка Затобольск дано разъяснение закона «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан». Положения ст. 35 этого документа не предусматривает компетенцию акима по организации и оказанию содействия в подписке периодических изданий среди населения и юридических лиц независимо от форм собственности. 

7. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

Январь, 15

Алла Злобина, «Стан» (г. Уральск)

Председатель избирательного участка № 479 Уральска запретила собкору видеопортала «Стан» по Западно-Казахстанской области Алле Злобиной производить видеосъемку на территории участка. Журналист обратилась с жалобой в городскую избирательную комиссию. Только после личного вмешательства заместителя председателя горизбиркома Нурлана Беккаира журналисту разрешили продолжить съемку. 

Январь, 25

Татьяна Ковалева, Ростислав Захаров, ТК «КТК» (г. Усть-Каменогорск)

С ноября 2011 г. собкор телеканала «КТК» по Восточно-Казахстанской области Татьяна Ковалева освещала судебный процесс по обвинению бывшего начальника Департамента экологии области Эдуарда Кима в нанесении телесных повреждений, хулиганстве, превышении должностных полномочий и вымогательстве. 

25 января Т. Ковалева и оператор Ростислав Захаров приехали в суд на оглашение приговора.  Родственники и адвокаты Э. Кима, увидев съемочную группу, начали активно возражать против присутствия телевидения и проведения съемок. По словам журналиста, когда обвиняемого должны были провести в зал для предоставления последнего слова, вся эта толпа — родственники и адвокаты - стали подпрыгивать и бить по камере. Во время инцидента Кима провели совсем в другой кабинет. 

Журналистам удалось попасть только на само оглашение приговора. 

Январь, 26

Игорь Винявский «Взгляд» (г. Алматы)

26 января Алмалинский районный суд №1 Алматы на выездном заседании в следственном изоляторе ДКНБ санкционировал арест главного редактора газеты «Взгляд» Игоря Винявского на два месяца. Вопреки нормам Уголовно-процессуального кодекса, заседание было закрытым, наблюдателей и прессу на него не пустили.  О принятом за закрытыми дверями решении стало известно после 19 часов вечера, когда сторонники Винявского и наблюдатели, ожидавшие суда более трех часов, разошлись.   

8. Нарушение прав СМИ на свободу слова и творчества

Январь, 24

Ольга Воронько, «Время» (г. Павлодар)

23 января, после назначения на должность акима Павлодарской области Ерлана Арына, в областном акимате было проведено его первое аппаратное совещание с руководителями управлений. На следующий день новый аким совершил ознакомительную поездку по промышленным предприятиям областного центра. Для освещения этих мероприятий пресс-служба акимата Павлодарской области приглашала представителей СМИ. Однако собственный корреспондент республиканской газеты «Время» Ольга Воронько, которая намеревалась рассказать о первых днях работы вновь назначенного акима области, приглашения не получала. Когда журналист обратилась в пресс-службу за разъяснениями, там ответили, что сочли мероприятия неинтересными для газеты «Время».

Январь, 30

Галина Каткова, «Наша Газета» (г. Костанай)

Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Галина Каткова обратилась в пресс-службу акима Костанайской области Нуралы Садуакасова, чтобы узнать, может ли она присутствовать на аппаратном совещании, которое по понедельникам проводит глава региона. До этого попытки корреспондентов газеты присутствовать на аппаратных совещаниях, которые проводил аким области Сергей Кулагин, не встречали понимания в обладминистрации, поэтому журналисты надеялись, что с приходом нового акима отношение к ним изменится. 

Сотрудник пресс-службы областного акимата Есенжол Куанышпаев подтвердил, что аппаратные совещания по-прежнему проводятся по понедельникам в 10.30, но на вопрос о присутствии на них корреспондентов «Нашей Газеты» ответил: «Мы вас не приглашаем. Потому что на аппаратном совещании присутствуют только представители СМИ, выполняющих государственный заказ». Корреспондент поинтересовалась, каким законом это правило обосновывается. Куанышпаев не ответил, но сказал: «Да там и мест нет». На предложение Галины Катковой о присутствии на заседании стоя он ответил отказом. 

Редакция «Нашей Газеты» заявила о намерении  обратиться с жалобой на действия пресс-службы к акиму Костанайской области. 

Январь, 30

СМИ г. Петропавловска

Представители СМИ Северо-Казахстанской области сообщают о том, что без санкции областного управления здравоохранения журналистам трудно попасть во все больницы Петропавловска. Врачи без санкции сверху боятся давать СМИ комментарии по самым незначительным поводам - к примеру, о количестве людей, пострадавших от мороза. 

При обращении журналиста за разрешением посетить то или иное медучреждение  в управлении здравоохранения расспрашивают, о чем тот собирается писать, как будет подавать тему. Сотрудники управления даже не скрывают, что это делается для того, чтобы не написали  «что-то не то».

9. Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления общественно значимой информации

Январь, 02

Султан-зан Аккулы, радио Азаттык (г. Актау)

Репортер радио «Азатык» Султан-зан Аккулы готовил материал о целях и задачах шести комиссий, созданных правительством, генпрокураторой и МВД и гражданским обществом для расследования  трагических событий, произошедших в городе Жанаозен 16 декабря 2011года. Узнать о работе правительственной комиссии, членами которой являются аким Мангистауской области Бауржан Мухамеджанов, глава национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз» Ляззат Киинов, гендиректор компании «Разведка Добыча «КазМунайГаз» Алик Айдарбаев и другие, журналисту не удалось. 

В приемной акима Мангистауской области репортера попросили позвонить начальнику управления внутренней политики области Жармагамбету Айтуарову. В кабинете Айтуарова женский голос посоветовал перезвонить начальнику отдела по работе с молодежью и общественно-политическими объединениями Бауыржану Туякову. Наконец журналиста перенаправили к представителю министерства связи и информации Нургуль Мауберлиновой,  якобы отвечающей за связи с общественностью. Но и ее мобильный телефон был недоступен.

Январь, 06

Ольга Дорошенко, «Газета новостей» (г. Караганда)

Полицейские Караганды обнаружили в квартире 53-летней женщины, проживающей в этом городе, крупную партию героина. За подробностями по этому происшествию корреспондент «Газеты новостей» Ольга Дорошенко обратилась к начальнику управления госязыка и информации ДВД Карагандинской области Жанатаю Сембекову. Однако тот в категоричной форме отказался общаться с журналистом, даже не объяснив причины отказа.

Январь, 06

Петр Троценко, «Эврика» (г. Актобе)

В Актобе на площади Дома культуры металлургов сгорела новогодняя елка. По поводу этого происшествия корреспондент газеты «Эврика» Петр Троценко обратился в пресс-службу ДЧС Актюбинской области. Сотрудники пресс-службы отказались давать какую-либо информацию, сказав: «Все вопросы — через руководство».

Январь, 09

Елена Супрунова, «Мой город» (г. Усть-Каменогорск)

С 2010 по 2012 гг. в Восточно-Казахстанской области проводится программа «Влияние экологических факторов на здоровье населения урбанизированных территорий», утвержденная Министерством здравоохранения РК. Программа призвана установить причинно-следственные связи между неблагоприятной экологической ситуацией и здоровьем населения. 

Корреспондент газеты «Мой город» Елена Супрунова обратилась к директору областного филиала Национального центра гигиены труда и профзаболеваний Зейнулле Султанбекову. Программа реализуется третий год, и журналиста интересовало, что стало предметом исследования, что еще планируется сделать. Однако г-н Султанбеков категорически отказался давать какую-либо информацию, аргументировав отказ тем, что исследования еще не завершены.

Январь, 10

Руслан Бахтигареев, Геннадий Бендицкий, «Время» (г. Алматы)

Пресс-служба Комитета дорожной полиции (КДП) МВД РК распространила сообщение о проведенной комплексной проверке служебной деятельности управлений дорожной полиции ДВД Алматы и Алматинской области. Согласно информации, по итогам проверки виновные должностные лица подразделений дорожной полиции привлечены к строгой дисциплинарной ответственности, приказом министра внутренних дел несколько руководителей освобождены от занимаемых должностей. Так как в сообщении не указывалось,  кто эти люди, корреспонденты газеты «Время» Руслан Бахтигареев и Геннадий Бендицкий обратились в пресс-службу Комитета дорожной полиции. 

Пресс-секретарь ведомства Ирина Лукьянина наотрез отказалась называть фамилии уволенных, пояснив: только суд может обязать пресс-службу предоставить эту информацию. Начальнику Управления дорожной полиции Алматы Арману Сарбасову журналистам дозвониться не удалось — он не отвечал на звонки мобильного телефона. 

Информацию журналисты вынуждены были получать из неофициальных источников. 

Январь, 15

Даурен Хаиргельдин, телеканал «СТВ» (г. Павлодар)

15 января собственный корреспондент телеканала «СТВ» по Павлодарской области Даурен Хаиргельдин обратился в пресс-службу областного Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью с просьбой предоставить комментарии по наиболее резонансным коррупционным делам, возбужденным ведомством 2011 году. Просьба журналиста осталась без ответа.

Январь, 17

Татьяна Савиных, «Авитрек-регион» (г. Караганда)

Корреспондент еженедельника «Авиатрек-регион» Татьяна Савиных готовила материал в постоянную рубрику «Коммунальный беспредел» о том, как пенсионерка из города Сарани обнаружила, что у нее в квартире оказалась надорванной пломбировочная проволока на водомерном узле. Об этом жительница Сарани сообщила  в КГП «СараньКоммунСервис». На следующий день в квартиру пенсионерки пришла контролер и составила акт о самовольном срыве хозяйкой пломбы с водомера. В результате были подготовлены документы, чтобы оштрафовать пенсионерку на 70 с лишним тысяч тенге. 

Для прояснения ситуации Татьяна Савиных  обратилась к председателю комиссии КГП «СараньКоммунСервис» Ларисе  Середе. Однако та в грубой форме ответила: «Все вопросы, касающиеся данной ситуации,  будут решаться только в суде. А вас, журналистов, это не касается!».

Январь, 17

Эльмира Кубегенова, Александр Людиновсков, «Рика-ТВ» (г. Актобе)

Жительница Актобе в одном из гипермаркетов города купила йогурт, который, по ее словам, оказался испорченным. Журналисты телекомпании «Рика-ТВ» - Эльмира Кубегенова и Александр Людиновсков обратились к начальнику управления по городу Актобе Департамента госсанэпиднадзора по Актюбинской области Нурсулу Беркимбаевой, на чье имя от жительницы было оформлено заявление. На вопрос журналистов, кто будет защищать права потребителей, главный санитарный врач Актобе ответила: «Это вы задавайте правительству. Вы почему мне задаете?»

Январь, 19 

Зауре Жумалиева, «Литер» (г. Петропавловск)

Собкор газеты «Литер»  по Северо-Казахстанской области Зауре Жумалиева для подготовки  публикации обратилась к заведующей сектором  по учету и распределению коммунального и ипотечного жилья акимата Петропавловска  Гульджер  Томпышевой. Журналист просила дать информацию о количестве детдомовцев, стоящих в очереди на квартиру, и как продвигается эта очередь. Г. Томпышева попросила собкора перезвонить  к вечеру, но  в назначенное время завсектором на месте не оказалось. Сотрудники отдела дать нужную информацию не смогли, сказав, что им никто не поручал отвечать,  нужно связаться с шефом.  Поймать чиновницу журналистке не удалось ни на следующий день, ни в последующие.   Письменный ответ на запрос был получен  в только феврале.  

Январь, 20

Татьяна Трубачева, «Голос республики» (г. Алматы)

Корреспондент газеты «Голос республики» Татьяна Трубачева готовила к публикации материал об аресте в Актау сотрудниками КНБ представителя бастующих нефтяников АО «Каражанбасмунай» Александра Пястолова.  Об этом журналистам  по телефону рассказал коммунист Андрей Цуканов со ссылкой на самих нефтяников. По мнению бастующих, это связано с тем, что Пястолов давал интервью, которые потом А. Цуканов разместил в интернете.

Чтобы выяснить, в качестве кого задержан Александр Пястолов, как свидетель или подозреваемый, Татьяна Трубачева попыталась дозвониться в пресс-службу КНБ РК и в комендатуру Жанаозена, куда, по словам Цуканова, отвезли задержанного. Однако ни в пресс-службе, ни в комендатуре на телефонные звонки журналиста никто не ответил.

Январь, 20

Роберт Келлер, «Криминальные новости» (г. Караганда) 

В начале января на одной из улиц Караганды камера видеонаблюдения зафиксировала, как наряд полиции избивает водителя ТК «5 канал» Сергея Белоносова и его брата. Полицейские нанесли молодым людям тяжкие телесные повреждения. Этот инцидент вызвал в городе общественный резонанс. С вопросами по данному делу корреспондент еженедельника «Криминальные новости» Роберт Келлер обратился по телефону к начальнику управления гос. языка и информации ДВД Карагандинской области Жанатаю Сембекову. Однако тот категорично отказался общаться с журналистом на данную тему. 

Январь, 20

«Эврика» (г. Актобе)

Редакция газеты «Эврика» обратилась к синоптикам гидрометцентра Актобе, чтобы на новостные полосы подготовить информацию о погоде на ближайшие дни. Специалисты гидрометцентра в ответ сообщили, что они предоставляют информацию на платной основе. Как пишет издание, такая проблема у редакции с актюбинской гидрометеослужбой возникала неоднократно.

Январь, 22

Асель Жетписбаева, «Наша ярмарка» (г. Караганда)

Специалисты акимата г. Караганды оповестили карагандинцев, что с 1 марта в городе для отдельной категории граждан будут введены именные социальные проездные. Корреспондент еженедельника «Наша ярмарка» Асель Жетписбаева обратилась к директору ТОО «Автобусный парк  №3» Артуру Григоряну с просьбой рассказать, как будет организована работа в общественном транспорте в связи с введением таких проездных. А. Григорян от комментариев отказался, сославшись на то, что «не владеет ситуацией». 

Январь, 22

Татьяна Спицына, «Взгляд на события» (г. Караганда)

Корреспондент еженедельника «Взгляд на события» Татьяна Спицына узнала    о том, что в одном из районных судов Караганды рассматривается трудовой спор бывших работников  «Казахмыса» с администрацией этого предприятия. Чтобы выяснить, в чем заключается суть конфликта,   журналист обратилась к юристу корпорации «Казахмыс» Бауржану Нуржанову. Однако он отказался разговаривать с журналистом. 

Январь, 23

Зауре Жумалиева, «Литер» (г. Петропавловск)    

В женской колонии, находящейся в черте города Петропавловска, для предотвращения несанкционированных телефонных переговоров лиц, отбывающих наказание, были установлены блокираторы сотовой связи. В близлежащих к колонии микрорайонах города после этого возникли проблемы с мобильной связью. 

Собкор газеты «Литер» по Северо-Казахстанской области Зауре Жумалиева обратилась в пресс-службу областного департамента УИС  с  вопросами, какие меры предпринимаются для того, чтобы не нарушались права людей, которые не отбывают срок в колонии. Сотрудница пресс-службы Мольдир Маженова  сказала, что не может отвечать на вопрос без согласования с начальником Департамента Кабрахманом Шотаевым. На 13 февраля ответ на запрос журналист так и не получила. Не ответил на вопросы собкора и начальник отделения режима и надзора Департамента УИС Александр Кочкин.  

С этим же вопросом Зауре Жумалиева обратилась в пресс-службу прокуратуры Северо-Казахстанской области. Новый пресс-секретарь  ведомства Жанар Ахмагамбетова на вопрос о том,  когда будет решена  проблема с заглушками мобильной связи, не ответила.

Январь, 23

Алия Басыгараева, Александр Людиновсков, «Рика-ТВ» (г. Актобе)

В средней школе-гимназии поселка Шубаркудук Темирского района Актюбинской области полицейские искали якобы заложенную бомбу. Анонимное сообщение о взрывном устройстве поступило завучу школы. Журналисты телеканала «Рика-ТВ» - Алия Басыгараева, Александр Людиновсков обратились в Темирский районный отдел внутренних дел. Однако там давать какую-либо информацию по поводу происшествия отказались. При этом свой отказ сотрудники ОВД никак не объяснили.

Январь, 25

Людмила Батюшкина, ТК «5 канал» (г. Караганда)

Корреспондент телеканала «5 канал» Людмила Батюшкина готовила сюжет о том, что здание бывшего садика  «Дворец Детства», некогда принадлежавшее «Валют-транзит Банку», не могут поделить нынешние хозяева здания и ликвидационная комиссия банка. Одна из сторон даже отправила во «Дворец Детства» вооруженных людей для захвата помещения.  

Людмила Батюшкина обратилась к председателю ликвид. комиссии АО «Валют-Транзит Банка» Жандосу Аманбекову с вопросами по сложившейся ситуации. Жандос Аманбеков,   сославшись на чрезмерную  занятость, разговаривать с журналистом отказался. 

Январь, 26 

Анастасия  Куприянова, «Мой город» (г. Усть-Каменогорск)

Корреспондент еженедельника «Мой город» Анастасия Куприянова освещала судебный процесс по делу бывшего директора Департамента экологии Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей Эдуарда Кима. 24 января чиновника, обвинявшегося в вымогательстве взятки и рукоприкладстве, суд приговорил к трем годам заключения в исправительной колонии общего режима.

Чтобы избежать неточностей в публикации, журналист обратилась в пресс-службу городского суда № 2 Усть-Каменогорска с просьбой предоставить ей копию приговора. В горсуде предоставить приговор отказались, объяснив тем, что журналист не является стороной процесса.

Январь, 27

Казис Тогузбаев, радио Азаттык (г. Актау)

Репортер радио Азаттык Казис Тогузбаев обратился в департамент КНБ по Мангистауской области по поводу обыска, проведенного в доме руководителя областного филиала Коммунистической партии Нурияш Абдреймовой в Актау. По ее словам, сотрудники комитета нацбезопасности изъяли компьютер и «забрали с собой» ее мужа Карасая Андырбаева. 

Дежурный департамента КНБ по Мангистауской области на вопрос корреспондента радио о проведенном обыске ответил, что он ничего не знает, и посоветовал обратиться в следственный отдел к подполковнику Павлу Буянову.

Павел Буянов отказался отвечать на вопросы журналиста, поскольку ему по данному обыску «сказать нечего».

Январь, 27

Аскар Газизов, «Обозрение недели» (г. Павлодар)

Корреспондент газеты «Обозрение недели» Аскар Газизов обратился в пресс-службу Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (ДБЭКП) по Павлодарской области с вопросами по поводу возбужденного в отношении члена экстремистской организации уголовного дела. Сообщение об этом было размещено накануне на сайте Агентства финпола. Руководство ДБЭКП отказалось предоставить информацию по данному делу, сославшись на то, что оно взято к производству спецпрокуратурой.

10. Необоснованные ограничения в получении общественно значимой информации

Январь, 12

«Городская неделя» (г. Павлодар)

В начале января независимым экологам и СМИ стало известно о том, что госорганами Павлодара и предприятием по производству стальных бесшовных труб для нефтегазовой отрасли ТОО «KSP Steel» были проведены общественные слушания по вопросу выделения земельного участка в Северном промрайоне Павлодара для строительства завода по производству жидкого чугуна. Так как на эти слушания заинтересованные слои населения и СМИ приглашены не были, 12 января корреспондент газеты «Городская неделя» Александр Баранов направил запрос руководству ТОО. Журналист попросил предоставить  информацию о планируемом производстве, промышленных выбросах и стоках и экологическом мониторинге. 17 января был получен ответ за подписью генерального директора ТОО Эдуарда Креймера, который не содержал абсолютно никакой информации по интересующим журналиста вопросам.

Январь, 16

Ольга Лихограй, «Наша Газета» (г. Костанай)

13 января корреспондент еженедельника «Наша Газета» направила запрос начальнику ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата г. Костаная» Александру Маклюку с просьбой ответить на вопросы, касающиеся освещения улиц Костаная.

16 января А. Маклюк отправил в редакцию по факсу письмо, в котором не содержалось ни одного конкретного ответа. Так, на вопрос о времени включения-отключения уличных фонарей начальник отдела ЖКХ сообщил, что сети уличного освещения работают по графику включения и выключения освещения в населенных пунктах РК. Где можно ознакомиться с данным графиком, он не указал. По вопросу внедрения в городе автоматической системы управления освещением Маклюк сообщил: «АСУ функционировала в городе Костанае в конце 90-х годов. ТП были разграблены».

Январь, 27

Ольга Лихограй, «Наша Газета» (г. Костанай)

19 января корреспондент еженедельника «Наша Газета» Ольга Лихограй обратилась с запросом к начальнику ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата г. Костаная» Александру Маклюку с просьбой сообщить, кто является собственником аварийного двухэтажного здания, расположенного в одном из дворов города и представляющего опасность для окружающих. Журналист также просила ответить на вопрос, что намерены предпринять городские власти для разрешения данной ситуации. 

В установленный законом срок ответ на запрос предоставлен не был. Не было и сообщения о том, что подготовка ответа требует более длительного времени. По телефону в приемной г-на Маклюка корреспонденту отвечали, что письмо редакции находится у юриста.
27 января Ольга Лихограй отправила в отдел ЖКХ повторный запрос, в котором указала, что в случае непредоставления ответа она будет обращаться с жалобой на действия чиновника к акиму г. Костаная.

Январь, 31

Евгений Дробязко, ТК «КТК» (г. Шымкент)

СМИ Южно-Казахстанской области 

В южно-казахстанском регионе с начала года умерли пять беременных женщин. Все эти случаи расследует комиссия из министерства здравоохранения. Однако, как отмечают  журналисты региона, узнать, в каких именно перинатальных центрах работают специалисты комиссии, не удалось. Также ничего не известно о ходе расследования. 

На пресс-конференции в Шымкенте, специально созванной для прояснения ситуации, представители управления здравоохранения и госсанэпиднадзора по Южно-Казахстанской области, который должен дать заключение по поводу диагнозов,  стали говорить не о ситуации в области, а о профилактике гриппа, и настоятельно посоветовали журналистам не нагнетать обстановку. 

11. Необоснованные ограничения доступа к веб-сайтам

Январь, 09

Интернет-портал «Республика» (г. Алматы)

9 января интернет-портал «Республика» опубликовал сообщение о том, что с 6 января для казахстанских пользователей вновь стали недоступны канадские домены портала «Республика» и газеты «Голос республики». В других странах эти адреса - http://respublikas.info и http://respubliki.net - открываются без проблем. 

В качестве решения проблемы редакция предложила своим читателям новый адрес - http://free-respublika.info.

Кроме того, «Республика» напомнила о своих блогах в социальных сетях, на которых  размещены материалы издания: 

http://www.facebook.com/respublika.kaz  

http://twitter.com/#!/respublika_kaz 

http://respublika-kaz.livejournal.com/  

http://respublika-kz.blogspot.com/ 

http://respublika-kaz.ya.ru/index_blog.xml 

Январь, 15

Интернет-портал «Республика» (г. Алматы)

Редакция интернет-портала «Республика» распространила пресс-релиз о том, что с утра 15 января начались  DDoS-атаки на  канадский домен портала - http://free-respublika.info, из-за чего он грузится в Казахстане очень медленно. «Республика» связывает это с объявленным намерением освещать онлайн выборы в Мажилис парламента. 

Кроме того, как сообщили читатели портала, заблокированы прокси-сервера, через которые можно было выходить на основные адреса интернет-ресурса.

Январь, 15

Ардабек Солдатбай, Masa.kz (Павлодарская область)

Редактор сайта masa.kz Ардабек Солдатбай на своей твитт-страничке сообщил о том, что его сайт не открывается в Павлодарской области. Трудности с доступом к ресурсу А. Солдатбай связывает с последними материалами, опубликованными  на сайте, в которых критикуется деятельность акима Павлодарской области Бахытжана Сагынтаева. 

Январь, 16

Сайт guljan.org
С 16 января казахстанские пользователи не имеют доступа к сайту www.guljan.org. Популярное интернет-издание заблокировано в 14 часов 40 минут, за 20 минут до пресс-конференции оппозиции, с которой редакция www.guljan.org намеревалась вести репортаж.

За пределами Казахстана сайт открывается без проблем. Главный редактор издания Гульжан Ергалиева считает инициатором блокировки АО «Казахтелеком». 17 января Г. Ергалиева направила руководству «Казахтелекома» официальное письмо, в котором требует немедленно разблокировать сайт, в противном случае она намерена обратиться в суд.

Январь, 23

Интернет-портал «Республика» (г.Алматы)

Коллектив редакции газеты «Голос республики»  распространил заявление к ОБСЕ и БДИПЧ/ОБСЕ, Европарламенту и Еврокомиссии, Министерствам иностранных дел государств - членов ОБСЕ, Международным правозащитным организациям, казахстанским и зарубежным СМИ по фактам хакерской атаки на интернет-портал «Республики». 

В заявлении говорится, что начиная с 22 января интернет-портал «Республика» (доменные адреса: www.respublika-kaz.info,  http://www.respublika-kz.info, www.respublika-kz.com) подвергается непрерывным хакерским нападениям, совмещенным с DDos-атаками.  Именно поэтому портал работает с частыми перебоями.

Кроме того, на территории Республики Казахстан портал «Республика» заблокирован полностью и доступен только через прокси-сервера, которые, в свою очередь, блокируются по мере того, как информация о них становится общедоступной.

Технические специалисты интернет-портала  продолжают отражать атаки и сейчас работают над тем, чтобы подобрать наиболее эффективные методы защиты и установить источник атак. Даже неполная обработка информации об атаках позволяет говорить о том, что атаки готовились заранее и в очередной раз против интернет-портала используются новые, оригинальные хакерские решения.

Кроме того, говорится в обращении редакции, утром 23 января началась атака на сайт  газеты «Республика ― деловое обозрение» (доменный адрес: www.respublika-d2.info). Днем 23 января также был серьезно атакован домен партнера портала ― форум «Комментарии, Мнения, Реплики» (доменный адрес:  www.comment-respublika.info). Тип атаки тот же.   

Кроме того, специалистам «Республики» удалось установить - декабрьские  атаки  интернет-портала «Республика»  готовились за несколько дней до событий в Жанаозене, а начались скоординировано и практически синхронно накануне 16 декабря 2011 года.

Январь, 04

Сергей Островский, http://podkazt.kz  

29 января в блог министра транспорта и коммуникаций Аскара  Жумагалиева от лица компании, занимающейся разработкой сайтов на территории РК, обратился Сергей Островский с жалобой на незаконное прекращение обслуживания сайта http://podkazt.kz. Данный ресурс был выделен компании на конкурсной основе по программе «Государственная поддержка казахстанских сайтов» и размещался на VPS–Хостинге IDHost от АО «Казахтелеком». Срок действия услуги заканчивался в сентябре 2012 г. Однако, по словам Островского, сайт был снят с обслуживания и заблокирован уже с 4 января. После длительной переписки с АО «Казахтелеком» выяснилось, что сайт отключили по ошибке. Как указала служба поддержки «Казахтелекома», активация ресурса без распоряжения от центрального аппарата АО либо без обычной оплаты услуги невозможна. 

Владельцам сайта даже не позволили сделать бэкап контента.

8 февраля в ответе на это обращение А. Жумагалиев сообщает, что, согласно полученной из АО «Казахтелеком» информации, «предоставление скидки для Интернет-ресурса «podkazt.kz» не предусмотрено, так как он не упоминается в существующем меморандуме между АО «Казахтелеком» и АО «Казконтент», заключенном в рамках программы «Государственная поддержка казахстанских сайтов».

Министр рекомендует Островскому обратиться в АО «Казконтент» или произвести оплату услуг в Дирекцию информационных систем АО «Казахтелеком».

12.  Вызов журналистов в органы КНБ

Январь, 16

Видеопортал «Стан» (г. Алматы)

16 января редакция видеопортала «Стан» получила повестки на 15 человек из Департамента комитета национальной безопасности по г. Алматы. Это практически весь творческий коллектив офиса, исключая лишь водителя и уборщицу. С 17 января в начались допросы. 

Объясняя причины такого внимания к сотрудникам «Стана», КНБ ссылается на поручение следственной группы Генеральной прокуратуры о получении свидетельских показаний  по событиям 16, 17 декабря 2011 года, произошедшим в Жанаозене. Редакция «Стана» согласна, что следствие по тем трагическим событиям необходимо проводить. Однако у сотрудников вызывает недоумение  вызов в качестве свидетелей людей, которые не были в те дни в Жанаозене, и даже тех, кто там не был вообще никогда. По словам допрошенных, помимо вопросов, касающихся непосредственно тех событий, задается много вопросов о финансово-хозяйственной деятельности компании, организационных моментах,  штатном расписании. Большое внимание уделяется техническим вопросам и технологии работы. 

Январь, 31

Оксана Макушина, «Голос республики» (г. Алматы)

31 января в 19.20 заместителя главного редактора газеты «Голос республики» Оксану Макушину пытались вызвать на допрос в Комитет национальной безопасности. 

Как говорится в распространенном редакцией сообщении, звонок поступил на обычный рабочий номер Оксаны, когда она уже возвращалась домой с работы. Звонивший представился сотрудником КНБ. Он попросил Макушину «приехать прямо сейчас  для беседы». Так как время было позднее, журналист отказалась, попросив вызвать ее на беседу в КНБ  официально. В ответ звонивший пообещал прислать повестку 1 февраля. По словам Макушиной, основания  для вызова в комитет нацбезопасности ей не известны. 

13. Необоснованное установление наружного наблюдения

Январь, 05

«Стан» (г. Алматы)

Информационный видеопортал «Стан» сообщил о том, что 5 января съемочная группа «Стана», прилетевшая из Алматы в Актау, в аэропорту заметила, что за ними следят люди в штатском - корреспондентов практически проводили до подъезда съемной квартиры. В то время, когда журналисты совершали поездку по Актау, чтобы посмотреть, что происходит, и подснять виды города, за ними все время велось наблюдение. Ночью неизвестные стучали в дверь. 

По мнению юриста Сергея Уткина, повторение ситуации уже можно считать терроризмом. На корреспондентов видеопортала пытаются давить морально и физически.

14. Нарушения принципа гласности судебного процесса

Январь, 18

СМИ г. Алматы

18 января в Алматинском городском суде началось рассмотрение апелляционных жалоб трех осужденных по делу об убийстве кыргызского журналиста Геннадия Павлюка — гражданина Кыргызстана Алдаяра Исманкулова, а также двоих граждан Казахстана - Алмаза Игеликова и Шалкара Оразалина. 

Судья Кульпаш Утемисова разрешила журналистам присутствовать на заседании и фотографировать, но запретила всем использовать в зале заседания видео- и аудиоаппаратуру.

Январь, 18

Наталья Садыкова, «Голос республики» (г. Актобе)

Корреспондент газеты «Голос республики» Наталья Садыкова готовила к публикации материал о судебном разбирательстве по иску жителя Актобе Женисбека Молдина к  Департаменту КНБ Актюбинской области и Министерству финансов. Так как мужчина получил серьезные ранения в результате теракта, произошедшего в здании ДКНБ прошлой весной в Актобе, он потребовал возмещения ему морального вреда и физический ущерба в размере 10 млн. тенге. Гражданский иск Молдина к ДКНБ и министерству рассматривался в суде города Актобе. 

Как отмечает журналист в своей публикации «Взрыв оценен в десять миллионов тенге», на очередное заседание 17 января пресс-служба областного суда пригласила журналистов к тому времени, когда заседание уже закончилось. 

15. Нарушения хозяйственных прав СМИ

Январь, 12

СМИ Северо-Казахстанской области

Как сообщалось ранее, в декабре 2011 года пять районных изданий Северо-Казахстанской области - Аккааинского, Шал акына, Тимирязевского, Магжана Жумабаева и Жамбылского, - отказались подписать договор с областным филиалом АО «Казпочта», согласно которому газеты должны были получать только  70%  своих  денег,   собранных по подписке (так называемая издательская цена), а остальные 30 процентов - «по мере выхода продукции из печати, но не позднее 15 (пятнадцатого) числа месяца следующего за отчетным месяцем». Удержание 30% подписных денег «Казпочта» объясняла учетом своих рисков - если газета закроется,  АО будет вести ответственность перед подписчиками за доставку. Кроме того, было заявлено, что  так как договор типовой,  согласован с министерством связи, изменить его АО «Казпочта» самостоятельно не может.

12 января на встрече с редакторами пяти вышеназванных изданий и некоторых газет Петропавловска представители областного филиала «Казпочты» согласились  переписать некоторые пункты типового договора, согласившись с замечаниями редакторов газет.  В частности,  был отменен пункт договора, где говорилось, что АО Казпочта будет отдавать редакциям только 70 процентов денег с подписки, а 30 процентов удерживать у себя на неопределенное время.  Был отменен пункт, согласно которому  СМИ не разрешалось выпускать сдвоенные и строенные  номера. Также теперь договором предусматривается ответственность за  несвоевременную выплату подписных денег  АО Казпочтой редакциям. 

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ 
СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЖУРНАЛИСТАМ

1. Обвинения в клевете (ст. 129 УК РК)

Январь, 12

Барлык Альмагамбетов, «Юридическая газета» (г. Темиртау, Карагандинская область)

Темиртауский городской суд прекратил уголовное дело по обвинению собственного корреспондента «Юридической газеты» по Карагандинской области Барлыка Альмагамбетова в клевете.  Частным обвинителем выступила  руководитель Центра медиации и права «Достасу» общественного объединения «Синергия» Майя Блащенко. Дело прекращено в связи с отзывом обвинения и примирением сторон.

Напомним, поводом для уголовного преследования послужила статья Б. Альмагамбетова «Медиатор – махинатор?», опубликованная в «Юридической газете» 11 октября 2011 года. В ней говорилось о том, что в составе темиртауских медиаторов оказалась юрист Светлана Филатова, которая ранее неоднократно привлекалась к уголовной ответственности. Этот факт послужил журналисту основанием для критического высказывания в адрес руководителя Центра медиации и права «Достасу» общественного объединения «Синергия» Майи Блащенко, которая, по мнению автора, оказывала Филатовой «покровительство».

Юридическую поддержку журналисту оказывала руководитель юридической службы Международного Фонда защиты свободы слова «Адил соз» Ганна Красильникова.

2.  Обвинения призывах к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному нарушению единства территории Республики Казахстан (ст. 170 УК РК)

Январь, 26

Игорь Винявский, «Взгляд» (г. Алматы)

23 января департамент КНБ (ДКНБ) РК по г. Алматы возбудил уголовное дело в отношении  главного редактора издания Игоря Винявского. Он обвиняется в совершении преступления, квалифицированного по ст. 170 ч. 2 УК РК -  «Призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному нарушению единства территории Казахстана, совершенные с использованием СМИ». Основанием для возбуждения уголовного дела стала запись в КУЗ (Книге учета записей)  от 13 мая 2010 года. В ней зафиксировано, что 23 апреля 2010 года, то есть почти два года назад,  сотрудники ДВД остановили автомобиль, в багажнике которого обнаружены и изъяты две коробки с листовками (3892 экз.) с текстом на казахском языке и с переводом на русский: «Киргизия избавилась от воровской  семейки Бакиевых. Хватит, теперь неси на помойку». В автомобиле находились граждане Кийкбаев, Нурмухамбетов и Абулхатин. Их связь с Винявским якобы подтверждается доследственной проверкой. Примечательно, что постановление не имеет номера и не доказана связь граждан, находившихся в авто, с Игорем Винявским.

23 января Игорь Винявский был задержан на 72 часа и водворен в следственный изолятор ДКНБ. 

Январь, 27

Игорь Винявский, «Взгляд» (г. Алматы)

В течение пяти дней дней журналисты, сотрудники газеты «Взгляд», правозащитники и адвокат задержанного главного редактора газеты «Взгляд» Игоря Винявского не могли узнать, какие именно  листовки или публикации вменяются в вину журналисту. Адвокат Винявского подтвердил, что до сих пор тоже  не видел ни листовок, ни газетных публикаций. Даже если они скоро  «возникнут», предать их гласности  будет нельзя, поскольку с адвоката  и допрошенных сотрудников газеты «Взгляд» взята подписка о неразглашении информации о содержании допросов. 

Заместитель главного редактора газеты Алексей Гостев,  учитывая, что суд, санкционировавший арест Винявского, прошел в СИЗО КНБ в закрытом режиме, высказал предположение, что дальнейшие судебные слушания будут проходить также в закрытом режиме. 

3. Обвинения в нарушении Закона РК «О выборах» 

Январь, 09

Государственные СМИ

9 января республиканский предвыборный штаб  Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) распространил заявление, в котором говорится о  разворачивающейся в государственных СМИ кампании по дискредитации ОСДП в регионах. 

Поводом для заявления послужили сюжеты с пресс-конференции о выходе из рядов партии в Талдыкоргане и Усть-Каменогорске ее членов, прошедшие в эфире ряда госСМИ («Казинформ», ТРК «Хабар», ТРК «Казахстан»).

Республиканский предвыборный штаб заявляет, что все эти факты являются однобокими и носят явный клеветнический характер. 

В заявлении ОСДП обращает внимание руководителей государственных и других СМИ на то, что распространение такого рода информации является грубейшим нарушением п.2 ст. 50 Закона «О выборах в РК» и предполагает ответственность лиц за «распространение заведомо ложных сведений о кандидатах, политических партиях или совершение иных действий, порочащих их честь и достоинство». ОСДП потребовало от СМИ, «распространивших данные недостоверные и недобросовестные сообщения, опровергнуть их в установленном законодательством порядке».

Январь, 13

Все СМИ

13 января Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП) «Азат» обратилась с заявлением к СМИ, в Генеральную прокуратуру, Центризбирком, Республиканскую общественную комиссию по контролю за досрочными выборами в Мажилис. 

«До последнего дня предвыборной кампании со стороны официальных СМИ непрерывно усиливался поток «грязных политтехнологий», грубой лжи и клеветы в адрес единственной принимающей участие в выборах в Мажилис партии демократической оппозиции – ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ», - говорится в заявлении. 

Как следует из документа, телеканал «Хабар» в сюжетах рассказал о выходе из рядов партии ее членов, которые уже давно никакого отношения к ОСДП не имеют. Так как материалы вышли в период предвыборной кампании, это дало для ОСДП основание утверждать, что  «партия столкнулась с умышленным, целенаправленным, массированным применением клеветы и дискредитации, нанесшим ущерб политической репутации партии...». 

«Азат» считает, что СМИ нарушило закон «О выборах в РК», Гражданский кодекс и закон «О средствах массовой информации». ОСДП призвало «государственные телеканалы добровольно опровергнуть ранее сообщенную ими недостоверную информацию или же предоставить нашей партии эфирное время для прояснения ситуации со стороны самой ОСДП».

Январь, 14

ТРК «Хабар» (г. Семей)

СМИ Восточно-Казахстанской области

13 января в вечерних новостях восточно-казахстанских региональных СМИ, республиканских телеканалов и, в частности, на телеканале «Хабар» был показан сюжет о массовом выходе из партии членов Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) в городе Семее. 

14 января кандидат в депутаты Мажилиса парламента РК от ОСДП Майра Абенова распространила пресс-релиз, в котором назвала сюжет, вышедший в эфир в последний день предвыборной агитационной кампании, «политическим  заказом,   попыткой дискредитации  партии и  подрыва  доверия к ней избирателей. Более  того, это является грубым нарушением  Конституционного  Закона  «О выборах в Республике Казахстан». 

По словам М. Абеновой, в  сюжете и в распространенном для СМИ пресс-релизе  фигурируют люди,  никогда не состоявшие  в партии, за исключением двух человек,  которые были исключены из партии в соответствии с решением партийной конференции еще в 2011 г.

Координатор ОСДП потребовала от СМИ, допустивших освещение недостоверных сведений, дать публичное опровержение или  предоставить  возможность изложения  альтернативной  точки зрения в новостных сюжетах своих каналов.

4. Обвинение в несоблюдении журналистской этики

Январь, 23

Казнет, nur.kz

Интернет-пользователь, назвавший себя Меруерт, обратилась в блог министра культуры и информации РК Дархана Мынбай с просьбой рассмотреть вопрос о недопустимости размещения Интернет-ресурсами, в том числе сайтом nur.kz, шокирующих фото из горячих точек мира. По мнению Меруерт, такие фотографии шокируют, вызывают агрессию и ужас. Она просит министра разобраться с подобным наполнением сайта и принять к нему меры.

5. Обвинения в публикации материалов порнографического характера 


Январь, 07

voxpopuli.kz;  yvision.kz 

Гражданин, назвавший себя Дмитрием Донским, обратился в блог премьер-министра РК Карима Масимова и несколько других официальных блогов на платформе e-gov с жалобой на сайты voxpopuli.kz yvision.kz. По его мнению, многие фотоматериалы, размещенные на этих ресурсах, являются порнографическими и направлены на пропаганду гомосексуализма, педофилии.

Министр внутренних дел Калмуханбет Касымов поблагодарил автора обращения за проявление активной гражданской позиции и сообщил, что «информация принята к сведению и в настоящее время проводится проверка указанного Интернет-сайта. В случае обнаружения на сайте информации, противоречащей законодательству Республики Казахстан, будут приняты соответствующие меры».

6. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 

вытекающие из публикации определенных сведений

Январь, 10

Василий Шупейкин, «Вечерний Алматы» (г. Алматы)

В редакцию газеты «Вечерний Алматы» обратились жильцы домов, обслуживающихся в потребительском кооперативе собственников квартир (ПКСК) «Нур» с жалобами на работу кооператива и его председателя Аскера Жуматаева. В результате в издании были опубликованы статьи Василия Шупейкина «В «удельно» взятом КСК» (25.01.2011 г.), «Развод без скандала» (25.10.2011 г.), «Клещом впился» (24.12.2011 г.), «Старый конь глубоко не пашет» (24.12.2011 г.). 

10 января Аскер Жуматаев обратился в суд Медеуского района г. Алматы с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к газете «Вечерний Алматы» и журналисту. Председатель ПКСК считает, что в публикациях журналист  распространил заведомо ложные сведения, оскорбляющие также его лично. Он потребовал признать их не соответствующими действительности  и взыскать с ответчиков 2 млн. тенге в счет возмещения морального вреда.

Январь, 06

ТОО «3-ИКС» (г. Усть-Каменогорск)

6 января Усть-Каменогорский городской суд  оставил без рассмотрения исковое заявление о защите чести и достоинства акима Глубоковского района Восточно-Казахстанской области Владимира Кошелева к собственнику газеты «Flash!» - ТОО «3-ИКС» на основании заявления истца о возвращении искового заявления и оставлении иска без рассмотрения. 

Напомним, аким Глубоковского района Восточно-Казахстанской области Владимир Кошелев обратился в Усть-Каменогорский городской суд  с иском о  защите чести, достоинства и деловой репутации к собственнику газеты «Flash!» -  ТОО «3-ИКС». В. Кошелев требовал опровергнуть порочащие сведения, опубликованные в серии критических материалов о деятельности акима - «За чей счет банкет?» («Flash!», 01.11.2009 г.), «Демократия по-кошелевски» («Flash!», 22.11.2010 г.),  «Без воды» («Flash!», 16.06.2011 г.)  и «Опыты над опытным полем» («Flash!», 14.07.2011 г.). Моральный вред аким оценил в 17 371 303 тенге — сумму, на которую, по словам истца, не выполнило работу  некое ТОО «Гайя», один из учредителей которого комментировал ситуацию в публикации за ноябрь 2009 г. 

Январь, 06

«Общественная позиция» (г. Алматы)

6 января в Бостандыкском районном суда Алматы закончились судебные слушания по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации директора ГУ «Алматинский городской детский психоневрологический дом-интернат» Бакыт Джаманкуловой к газете «Общественная позиция», сотрудникам социальных домов Алматы Любови Хасановой и Любови Швецовой.  Суд вынес решение взыскать с газеты 50 тыс. тенге в счет возмещения морального вреда, 30 тыс. тенге — расходы по оплате представителя.

Напомним, поводом к иску послужила статья «Мертвые души начальства», опубликованная в газете 6 июля 2011 года. По сути, это письмо сотрудников социальных домов к Генеральному прокурору РК, министру труда и социальной защиты населения РК, которые рассказали о нарушениях, творящихся в этой сфере. Б. Джаманкулова потребовала опубликовать опровержение и возместить ей моральный вред в размере 1 млн. тенге.  

Январь, 13

Дилярам Аркин, «Свобода слова», ЧУ «Дуние» (г. Алматы)

13 января Медеуский районный суд вынес решение по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации бывшего председателя Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финполиция) Сарыбая Калмурзаева  к главному редактору газеты  «Свобода слова» Евгению Рахимжанову, журналисту Дилярам Аркин и собственнику издания — частному учреждению (ЧУ) «Дуние». 

Напомним, поводом к иску послужили опубликованные в газете «Свобода слова» статьи Дилярам Аркин «Ломаная «ЛОГИКа» (03.03.2011 г.) и «Красный «пахан» (10.03.2011 г.). Данные публикации — результат журналистского расследования уголовного дела в отношении бывших высокопоставленных чиновников Министерства обороны по факту хищения крупных денежных средств, выделенных из государственной казны на закупку сверхсекретной космической разведывательной техники.

По мнению С. Калмурзаева, опубликованные сведения не соответствуют действительности, порочат его честь, достоинство и деловую репутацию. В исковых требованиях - обязать ответчиков опубликовать опровержение, принести ему публичное извинение и взыскать в счет возмещения морального вреда 10 млн. тенге в солидарном порядке. 

Суд  решил удовлетворить  требования истца частично: взыскать 2  миллиона тенге  в солидарном порядке с газеты «Свобода слова», главного редактора газеты Евгения Рахимжанова и журналиста Дилярам Аркин, а также обязать  Рахимжанова и Аркин от своего имени дать в газете «Свобода слова» за свой счет опровержение  и принести истцу официальные извинения. 

Ответчики считают, что решение суда имело политическую подоплеку, и намерены обжаловать его апелляционном порядке. 

Январь, 20

Гульжан Ергалиева, www.guljan.org (г. Алматы)

20 января Медеуский районный суд Алматы вынес решение по иску о защите чести, достоинства, деловой репутации и возмещении морального вреда Сарыбая Калмурзаева к  главному редактору сайта Guljan.org Гульжан Ергалиевой. Суд обязал журналиста опубликовать опровержение на сайте Guljan.org и взыскать   с  Г. Ергалиевой  в пользу С. Калмурзаева  5 миллионов тенге в возмещение морального вреда.  

Напомним, бывший председатель Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (АБЭКП, финполиция) Сарыбай Калмурзаев потребовал признать сведения, изложенные в статьях «Как финпол «затачивали» под рейдерство» и «Устав Калмурзаева», порочащими его честь и достоинство, опубликовать на сайте Guljan.org  опровержение и выплатить 10 млн. тенге в качестве компенсации морального вреда. 

Январь, 23

ТК «КТК» (г. Алматы)

«Время» (г. Алматы)

23 января телеканал «КТК» исполнил решение Сарыаркинского суда Астаны по иску отца премьер-министра РК Карима Масимова — Кажимжана Масимова к предпринимателю Таласу Сагимбаеву, телеканалу «КТК» и газете «Время».

Поводом послужили публикация в газете «Время» от 28 октября 2009 года «Карма Карима» и сюжет, вышедший в эфире телеканала «КТК» 10 февраля 2010 года, о споре между Кажимканом Масимовым и группой южно-казахстанских бизнесменов. 

В интервью телеканалу Т. Сагимбаев заявил, что «это как раз те люди, которые приехали из Шымкента, которых Масимов-старший без зазрения совести, во-первых, обманул, во-вторых, не выплачивает деньги. На сегодняшний день спекулировать тем, что у него сын премьер, тоже никуда не годится». После долгих разбирательств Сарыаркинский суд  Астаны признал эти сведения не соответствующими действительности и порочащими честь, достоинство и деловую репутацию Кажимкана Масимова и обязал телеканал и газету «Время» дать опровержение.

Январь, 23 

Талгат Умаров, «Уральская неделя» (г. Уральск)

В редакцию газеты «Уральская неделя» пришли четверо мужчин, представившиеся членами западно-казахстанского филиала общества ветеранов войны в Афганистане. Они в категоричной форме стали требовать от журналиста газеты Талагата Умарова опубликовать опровержение. Причиной такого поведения послужила газетная публикация, в которой сообщалось о том, что в поселке Щапово Западно-Казахстанской области отец нанес своей 13-летней дочери семь ножевых ранений. В статье, в частности, приводились слова соседей, которые сообщили журналисту, что мужчина ведет себя неадекватно из-за того, что получил контузию во время прохождения службы в Афганистане в 1983 году. 

Представители общества ветеранов войны в Афганистане заявили, что публикация порочит всех ветеранов войны в Афганистане, и потребовали, чтобы журналисты издания больше никогда не писали о ветеранах-афганцах никаких статей. Представиться визитеры отказались. Получив отказ редакции,  пригрозили, что подадут на газету в суд. 

Январь, 24

Наталья Смирнова, «Уральская неделя» (г. Уральск)

В редакцию газеты «Уральская неделя» обратилась мама ученика школы № 9 Уральска, которая была возмущена тем, что в этой школе с родителей требуют деньги за учебник по английскому языку. При подготовке материала корреспондент издания Наталья Смирнова обратилась за разъяснениями в городской отдел образования. Позднее в редакцию позвонила директор вышеназванной школы и потребовала от Натальи опубликовать опровержение на еще неопубликованную статью. 

7. Требования и иски СМИ и журналистов о защите своих гражданских и профессиональных прав  

7.1. Обвинения в клевете (ст. 129 УК РК)

Январь, 16  

Павел Афанасьев, член Союза журналистов РК (Северо-Казахстанская область)

В Петропавловском городском суде начался процесс по  жалобе частного обвинения члена Союза журналистов, бывшего председателя Северо-Казахстанского филиала Демократической Партии Казахстана (ДПК) «Ак жол»  Павла Афанасьева к гражданам Д. Подковырову, А. Баязитову и другим членам партии «Ак жол», которых он обвиняет в клевете.  

Поводом послужило их обращение к представителям СМИ и общественности, опубликованное на сайте ДПК 4 ноября 2011 года и разосланное по электронной рассылке главным редакторам и журналистам местных печатных и электронных СМИ о работе Афанасьева в бытность председателя областного филиала «Ак жола».

Мониторинг подготовлен по сообщениям 

СМИ и корреспондентов Фонда «Адил соз».

Координатор мониторинговой службы фонда «Адил соз»

Елена Цой

e-mail: lena@adilsoz.kz
Руководитель юридической службы фонда «Адил соз»

Ганна Красильникова

e-mail:  ganna@adilsoz.kz
По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 

info@adilsoz.kz

